Организация профориентационной работы в КГУ «Уланская основная школа» является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах
профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. В школе утвержден план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий учебный год.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность -профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по девятый класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с
обучающимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью.
Информационно-методическое
обеспечение:
С начала учебного года в школе проводится профориентационная работа: в выпускных классах оформлен стенд «Куда пойти учиться», на сайте школы имеются страничка «Профориентация».
Работа с родителями (законными
представителями):
Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное
участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в выпускных классах, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимают вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Ежегодно родители (законные представители) обучающихся 9, 8 классов принимают участие в анкетировании с целью изучения профильных и профессиональных интересов.
Работа с обучающимися:
Профориентационная работа в школе осуществляется начиная с 1 класса по 9 класс. Она ведется по следующим направлениям:
1.
Диагностика. Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 8, 9
классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности. Используемые методики:
1. Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений (сентябрь)
2. Методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии) (ноябрь).
3. Методика Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности) (декабрь).
4. Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (январь).
5. «Тип мышления» модификация Г.В. Резапкиной (февраль)
6. «Диагностика стиля общения» Г.В. Резапкиной (январь)
7. Анкетирование обучающихся с целью изучения дальнейшего образовательного и профессионального маршрута (апрель).
2.
Встречи с людьми разных профессий. (2, 4, 6, 7 класс)
3.
Встречи учащихся со студентами колледжей:
Многопрофильным колледжем гражданской защиты,
Колледжа культуры им. Акана сере,
Колледжем Агробизнеса (с.Чаглинка)
Коллеждем № 12 с. Каменка
4
Ролевые игры. День самоуправления, во время которого 9 класс получил возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителя директора. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся.
5.
Проведение внеклассных мероприятий и классных часов: Классные часы: «Мир моих увлечений» (1 класс), «Все профессии важны» (2 класс), «У меня растут
года», «Профессии мам» (3 класс), «Моя
любимая работа» - рассказ родителей о своей работе (4 класс), «Твой выбор» (8 класс), «Мир профессий и твое место в нем» (8 класс), цикл классных часов «Путь к успеху» - «Я есть» (5 класс), цикл классных часов «Все работы хороши, выбирай на вкус…» (6-7 класс), цикл классных часов «Могу, хочу, надо» (8-9 класс).
Внеклассные мероприятия: конкурс загадок о профессиях (1 класс), конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» (4 класс), конкурс чтецов «Все работы хороши – выбирай на вкус» (4 класс), конкурс творческих работ «Интересная профессия моих родителей» (5 класс), конкурс кроссвордистов «Мир профессий» (8 класс), урок налоговой грамотности (проводили представители налоговой инспекции)
6. Экскурсии. Экскурсия в ТОО Бастау Агро С (6-7 класс), ФАП(4 класс, 6-7 класс), на почту (6-7 класс).
На базе летнего оздоровительной площадки с прошел Единый день профориентации. Для ребят была представлена познавательно - игровая программа «Что мы знаем о профессиях», конкурс-выставка рисунков «Профессии моих родителей», оформлен тематический стенд «Все профессии важны, все профессии нужны».
Подводя итоги профориентационной работы в можно сделать выводы:
1. В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
2. План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне.
3. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы
деятельности, современные педагогические технологии.