«Сандықтау ауданының білім бөлімі» мемлекеттік мекемесі
Государственное
учреждение «Отдел образования Сандыктауского района»
Урок биологии
Скелет человека.
Строение,
химический состав и соединение костей.
8 класс
Подготовила:
Жаилганова Гульгиза Азыкановна
Учитель
биологии Уланской основной школы
2016-2017
учебный год
Тема урока: Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей. Лабораторная работа №7
|
Школа: Уланская основная | ||||
Дата: 22.11.16 |
ФИО учителя: Жаилганова Гульгиза Азыкановна
| ||||
КЛАСС: 8 |
Количество присутствующих: 5 |
Количество отсутствующих: 1 | |||
Цели обучения, которые этот урок вносит свой вклад |
Смогут различать отделы скелета, типы костей по форме, химический состав костей и типы их соединений. | ||||
Цели обучения |
Все учащиеся смогут: Различать отделы скелета человека | ||||
Большинство учащихся будут уметь: Определить типы и строение костей | |||||
Некоторые учащиеся смогут: Различать и сравнивать отделы скелета человека и животного, определить типы, строение и состав костей | |||||
Языковая цель |
Учащиеся могут: использовать предметную терминологию, наглядный и раздаточный материал. | ||||
Ключевые слова и фразы: строение, состав, типы, соединение, скелет, кости. | |||||
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: устный, жесты | |||||
Вопросы для обсуждения: - значение ОДС; - выделить типа костей по строению; - образование костей из клеток и тканей; - состав костей из веществ, придающих костям твердость, прочность, гибкость, упругость, эластичность | |||||
Можете ли вы сказать, почему кости требуют обогащения кальция, белка, витаминов? | |||||
Подсказки: детский организм растет и развивается | |||||
Предыдущее обучение |
Органы чувств | ||||
План | |||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) |
Ресурсы | |||
Начало урока
|
Учитель: Создать рабочую атмосферу. Учитель: психологический настрой – прогноз какую оценку получу за урок. Учащиеся: Повторить правила урока. Учитель: Напомнить – каждый присутствующий несет ответственность за исполнение данных правил. Учитель: организация повторения изученного материала. Учащиеся: - работа в паре: «Да – нетка»; - работа в группе: установить соответствие |
Правила урока на формате А 4 (приложение 1)
(приложение 2) (приложение 3) Постер, маркеры | |||
Середина урока |
Учитель. Создать условия для изучения темы урока. • Кинометафора. •
Схема Классификации животного мира
Одноклеточные Многоклеточные
Беспозвоночные Позвоночные Учитель: можете назвать тему урока? Учащиеся: называют тему урока. Учитель: Замечательно! Молодцы! Изучая скелет человека, что мы должны с вами узнать о нем? (учащиеся должны сами назвать цель урока) Учащиеся: строение, состав, типы, соединения костей. Учитель: Превосходно! Отлично! Опорно-двигательная система представлена костями, мышцами, сухожилиями, связками и другими соединительнотканными элементами. Стр. 91 Что такое кость? Учащиеся: высказывают свое понимание – что такое кость? Учитель: Молодцы! Здорово! Посмотрим отделы скелета человека (стр.92, схема 9) Учащиеся: рассмотрев схему, называют отделы скелета. Учитель: (формативное оценивание) Какие существуют типы костей по форме (стр 92, схема 10) Учащиеся: рассмотрев схему, называют типы костей по форме. Учитель: (формативное оценивание) Типы костей по строению: губчатые, трубчатые Вспомните и назовите химический состав клетки? Учащиеся – органические и неорганические вещества. Учитель: Молодцы! Как вы думаете, из каких веществ может состоять кость? Учащиеся: из органических и неорганических веществ. Учитель: Правильно! Замечательно! Какие функции выполняют органические и неорганические вещества в кости? Учащиеся: работа с текстом учебника - органические придают кости упругость, эластичность, гибкость. Неорганические вещества – прочность и твердость. Учитель: Прекрасно! Макроскопическое строение кости. Рост кости в длину и ширину – как это происходит? Учащиеся: работа с текстом учебника – как происходит рост кости в длину и ширину. Учитель: Молодцы! Как могут соединяться кости? Учащиеся: работа с текстом учебника. Соединения кости - подвижные, полуподвижные, неподвижные. Учитель: Молодцы! Физминутка
Учащиеся: выполняют задание – установить соответствие
Учащиеся: выполняют лабораторную работу №7
|
Видеоролик (приложение 4) Схема – слайд 2
Слайд - 4
Слайд – 5
Слайд – 6
Модель скелета человека
Слайд – 7
Слайд - 8
Слайд – 9,10
Слайд - 11
Слайд - 12 Гербарий костей
Видеоролик (приложение 5)
(приложение 6)
учебник стр.285-286
| |||
Конец урока
Д/з |
Учащиеся: сдают тетради для лабораторных работ. Учитель: Что вы изучили? (скелет человека) Что входит в состав ОДС? Назовите основные отделы скелета? (череп, туловище, конечности) Назовите типы костей по форме? (короткие и длинные) Типы костей по строению? (плоские и трубчатые) Каков химический состав кости? (органические: эластичность, гибкость, упругость; неорганические – вода, соли кальция») Рефлексия Выберите 1 фразу для соседа по парте: • Ты молодец. • Я доволен твоей работой на уроке. • Ты мог бы поработать лучше. Учитель: как оцениваете работу за урок одноклассников? Самооценка? Почему? Учащиеся: взаимооценка и самооценка. Учитель: подводит итог оценивания, оценивает (суммативное). Как ваш предполагаемый прогноз оценки - совпал? Учащиеся: подводят итог самооценивания.
«Мишень: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое»
§ 20-читать, проработать вопросы параграфа |
Критерии оценивания
Карточки (приложение 7)
(приложение 8) Стикеры
Слайд 13 | |||
Дополнительная информация: свойства прокаленной и декальцинированной костей | |||||
| |||||
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? |
Оценивание. Как вы планируете собирать доказательства обучения учащихся? |
Межпредметные связи соблюдение СанПиН ИКТ компетентность Связи с ценностями (креативное мышление, критическое мышление, коммуникативные навыки, уважение к другим точкам зрения, ответственность, дружелюбие, готовность обучаться в течение всей жизни, саморегуляция) | |||
· Формативное оценивание: словесное поощрение; · Оказать помощь при выполнении заданий - направлять.
|
· Посредством наблюдения учителя на уроке проверяется умение учащегося правильно отвечать на вопросы.
Карточки с выполненными заданиями, постер, лабораторная работа |
· Межпредметные связи: математика (геометрические тела), химия (вещества) · Использование физминутки, следить за осанкой. · Креативное мышление - при анализе и восприятии заданий. · Критическое мышление - при выполнении заданий (анализ, сравнение, синтез), определения цели и темы урока · Коммуникативные навыки, уважение к другим точкам зрения, ответственность, дружелюбие – при взаимооценивании · Готовность обучаться в течение всей жизни – жизненная необходимость знать свой организм · Саморегуляция - реализоваться в практической работе | |||
Рефлексия Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
|
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
| ||||
- Цели взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые, соответствуют возрастным особенностям учащихся. - Что такое скелет, его строение, химический состав, соединение. - На изучение ОДС. - Все учащиеся достигли цели обучения, по индивидуальному уровню мотивации - Этапы урока выдержаны по времени. - Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования, потому что этапы урока соблюдены без изменений и отступлений. | |||||
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1: восприятие новой информации
2: понимание значимости знания строения, состава, соединения костей.
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1: понимание оценивание по критериям
2: объективное оценивание
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Анастасия Потапова активно работала по схемам.
| |||||
Приложение 1
Правила
урока:
- уметь
слушать и слышать;
- бать
активным;
-
сотрудничать;
- быть
доброжелательным.
Приложение
2
Работа
в паре: «Да – нетка»
1.
зрительный
нерв находится в теменной доле –
2.
слуховой
анализатор находится в височных долях –
3.
вкусовая
зона находится в лобной доле –
4.
в
теменной доле находится центр координации движения –
5.
зона
осязания находится в теменной доле -
Приложение 3
Работа в группе: установить соответствие
Зрение обоняние осязание вкус
слух
Приложение 6
Установить соответствие
Соединение костей:
Неподвижные
Полуподвижные
Подвижные
Приложение 7
Выберите
1 фразу для соседа по парте:
v Ты молодец.
v Я доволен твоей
работой на уроке.
v Ты мог бы
поработать лучше
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
v Ты молодец.
v Я доволен твоей
работой на уроке.
v Ты мог бы
поработать лучше
Выберите
1 фразу для соседа по парте:
v Ты молодец.
v Я доволен твоей
работой на уроке.
v Ты мог бы
поработать лучше
Выберите
1 фразу для соседа по парте:
v Ты молодец.
v Я доволен твоей
работой на уроке.
v Ты мог бы
поработать лучше
Выберите
1 фразу для соседа по парте:
v Ты молодец.
v Я доволен твоей
работой на уроке.
v Ты мог бы
поработать лучше
Приложение
8
«Мишень»
Пояснительная
записка
Предмет
– биология
Класс
- 8
Тема.
Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей.
Учебник
«Биология 8 класс», издательство «Атамұра» 2016 год.
Тип
урока – изучение новой темы.
Формы
урока – индивидуальная, парная, групповая.
Методы
урока – диалог, беседа, демонстрация, практическая работа.
Урок
построен по семи модулям Программы уровней.
Ценности, положенные
в основу урока:
Общечеловеческие
- здоровье детей. Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность,
занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей.
Общекультурные:
личный успех ребенка, развитие способностей детей, уровень самооценки.
Педагогические:
кооперация в обучении.
Актуальность.
Проект урока является одной из
технологий, ориентированной на
приобретение и применение новых знаний. В ходе деятельности педагог оценивает, насколько уместен именно данный
проект, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какими
должны быть условия его применения, чтобы получить ожидаемый результат.
Проектирование урока позволяет прогнозировать деятельность учителя и ученика на
уроке. Проектная деятельность оказывает влияние на формирование следующих
умений педагога: исследовательских (генерировать идеи, выбирать лучшее
решение), информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации),
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
учащихся), презентационные и рефлексивные.
Место урока в
разделе школьной программы.
Тема
V Опорно- двигательная система. (6 часов)
Урок
1. Скелет человека. Строение,
химический состав и соединение костей. Лабораторная работа № 7 « Изучение
свойств прокаленной и декальцинированной кости»
Уровень знаний учащихся:
-
значение скелета;
-
форму и строение костей;
-
рост костей;
-
типы соединения костей.
Уровень умений
учащихся:
-
узнавать основные отделы скелета;
- работать с разными источниками информации;
-
организовать и планировать работу в группах;
-
оценивать результаты выполненной работы,
учебного задания.
У
учащихся развиты коммуникативные навыки.
Характеристика
класса.
В классе обучаются 5 учащихся. Из них 3
девочки и 2 мальчика. Средний возраст 14 лет. В системе «ученик-учитель»
отношения в классе строятся на основе взаимного уважения и доверия. 2 ученика с
хорошей мотивацией, они охотно занимаются, принимают активное участие в учебном
процессе. 2 ученика со средним уровнем мотивации, 1 ученица с низким уровнем.
Трое учащихся требуют постоянного контроля со стороны учителя или одноклассника
(хорошей мотивации). В ходе учебного процесса
им необходима поддержка, контроль, направление, стимулирование (формативное
оценивание). Эффективности урока можно добиться, если учащиеся на всех этапах
урока находятся под вниманием и вовлечены.
Не уверенность всех учащихся в себе
возникает при оценивании: самоценивание, оценивание по критериям. У ребят
занижена самооценка.
Вот
эти перечисленные проблемы были во внимании на протяжении урока, для того чтобы
помочь учащимся преодолеть барьеры и повысить уровень мотивации.
В
начале урока учащиеся, провели прогноз, какую оценку получу за урок. Прогнозы
соответствовали уровням мотивации учащихся, прогнозы оказались верными. Два
ученика получили «4», трое- «3».
На следующий урок следует обратить
внимание на 3 учеников, так как в конце урока, при самооценивании,
прослеживалась не уверенность у учащихся в усвоении новой темы. А так же построить урок так, чтобы учащиеся
могли, закрепив материал, самостоятельно
делать выводы по новой теме, при этом материал закрепления должен быть
дифференцированным.
Использованные
ресурсы:
1.
Учебник
«Биология» 8 класс «Атамүра» Р.Алимкулова.
2.
Видеролики –
интернет ресурсы.
3.
«Формативное
оценивание в обучении: SMART-ЦЕЛИ и критерии
успешности» - АОО «НИШ», библиотека ЦПМ
2015 год.